Методология IQAA
Методология IQAA Ranking
Методология расчета институционального рейтинга базируется на 5 составляющих:
1. Анкета № 1 – это оценка качества академических ресурсов вуза, на которую отводится 100% от общего числа баллов (максимальный балл, который может набрать вуз – 800 баллов). Она отражает академическую деятельность вуза. Вузы представляют исходные данные агентству, которые перепроверяются различными методами; часть информации запрашивается IQAA из источников, не связанных с вузом;
Распределение баллов (весовых процентов) по индикаторам и критериям
2. Анкета № 2 – это экспертная оценка качества деятельности вузов (5%) (50 баллов – максимальный балл, который может набрать вуз). Экспертный пул определяется Агентством.;
3. Анкета № 3 – это оценка деятельности вузов на основе проведения социологического опроса работодателей и государственных органов (5%) (50 баллов – максимальный балл, который может набрать вуз);
4. Анкета № 4 – это оценка деятельности вузов на основе проведения социологического опроса студентов (5%). По результатам анкеты определяется репутация вуза «глазами студентов» (50 баллов – максимальный балл, который может набрать вуз);
5. Анкета № 5 – это оценка деятельности вузов на основе проведения социологического опроса выпускников (5%). По результатам анкеты определяется репутация вуза, в частности по уровню профессиональной подготовки кадров и результатам трудоустройства, по мнению выпускников (50 баллов – максимальный балл, который может набрать вуз).
Рейтинг образовательных программ бакалавриата, магистратуры и докторантуры – это оценка образовательных программ бакалавриата/магистратуры по итогам заполнения вузом Анкеты №1 (ОП); часть информации запрашивается Агентством из независимых источников, не связанных с вузом, максимальная сумма баллов, которую может набрать образовательная программа – 800 баллов или 100 весовых процентов.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БАЛЛОВ
по индикаторам и критериям к Анкете №1 (ОП)
для рейтинга образовательных программ
Общее количество баллов - 800 (100%)
Индикатор 1. Контингент студентов по программе и результаты обучения – 150 баллов (18,75%).
№ |
Критерий |
Баллы |
1.1 |
Соотношение среднего числа студентов выбранного направления программы бакалавриата/магистратуры данного вуза за три учебных года к среднему контингенту студентов этого же направления программы на один вуз по стране определяется по формуле: Сср.прогр./Сср.i. прогр. × 100%, где С ср.i.прогр. – среднее число контингента студентов по направлению программ на один вуз по стране за указанный период, которое определяется следующим образом: Сср.i прогр. = общий контингент студентов по стране/кол-во вузов, имеющих лицензии по данному направлению программ. Вуз, который имеет максимальное соотношение, получает максимальный балл. |
30 |
1.2 |
Доля студентов, обучающихся на основе государственного образовательного заказа, по программе к общему числу студентов бакалавриата/ магистратуры по направлению программ: С прогр. гр. /С прогр. × 100 % |
40 |
1.3 |
Доля иногородних студентов выбранного направления программы бакалавриата/магистратуры к общему числу студентов: С иног/С прогр.× 100% |
30 |
1.4 |
Победы студентов на международных конкурсах, конференциях и олимпиадах по выбранной программе (в странах дальнего зарубежья) за последний учебный год: С прогр. побед.зар. /С прогр. × 100 % |
35 |
1.5 |
Победы студентов на международных конкурсах, конференциях и олимпиадах по выбранной программе (в Казахстане и в странах СНГ) за последний учебный год: С прогр. побед.зар. /С прогр. × 100 % |
15 |
Индикатор 2. Академические кадры: профессорско-преподавательский состав и научные сотрудники по программе обучения – 130 баллов (16,25%).
№ |
Критерий |
Баллы |
2.1 |
Доля докторов наук, кандидатов наук, докторов PhD от штатного числа и работающих по совместительству ППС: |
50 |
2.1.1 |
Доля докторов наук, кандидатов наук, докторов PhD от штатного числа ППС: Число (докт.+канд.+ PhD) / число ППС шт. × 100 % |
30 |
2.1.2 |
Доля докторов наук, кандидатов наук, докторов PhD от работающих по совместительству ППС: Число (докт.+канд.+ PhD) / число ППС совмест. × 100 % |
20 |
2.2 |
Доля штатных отечественных ППС, имеющих диплом/ученую степень вузов дальнего зарубежья: Число (диплом магистра + докт.+канд.+ PhD) / ППС шт. × 100 % |
20 |
2.3 |
Соотношение студентов по направлению программ бакалавриата/магистратуры к числу ППС: Спрогр./ ППСшт. × 100% |
30 |
2.4 |
Доля докторов наук, кандидатов наук, докторов PhD от штатного числа и работающих по совместительству научных сотрудников: |
30 |
2.4.1 |
Доля докторов наук, кандидатов наук, докторов PhD от штатного числа НС: Число (докт.+канд.+ PhD) / число НС шт. × 100 % |
20 |
2.4.2 |
Доля докторов наук, кандидатов наук, докторов PhD от работающих по совместительству НС: Число (докт. +канд.+ PhD) / число НС совмест. × 100 % |
10 |
Индикатор 3. Научно-исследовательская и инновационная работа по кафедре, факультету – 180 баллов (22,5%).
№ |
Критерий |
Баллы |
3.1 |
Объем финансирования НИР на одного штатного преподавателя и штатного научного сотрудника, тыс. тенге: ФНИР / (ППСшт. + НС шт.) × 100 % |
60 |
3.2 |
Количество научных публикаций на одного штатного преподавателя и штатного научного сотрудника за рубежом за последний календарный год: ПУБЗар / (ППСшт. + НС шт.) + показатели публикационной активности и цитирования казахстанских вузов, в т.ч.: |
75 |
3.2.1 |
Количество публикаций на одного ППС и НС в Web of Science |
15 |
3.2.2 |
Количество цитирований на одну статью в Web of Science |
15 |
3.2.3 |
Количество публикаций на одного ППС и НС в Scopus |
15 |
3.2.4 |
Количество цитирований на одну статью в Scopus |
15 |
3.2.5 |
Количество публикаций на одного ППС и НС в системе Science Index (ядро РИНЦ) |
10 |
3.2.6 |
Количество цитирований на одну статью в системе Science Index (ядро РИНЦ) |
5 |
3.3 |
Количество свидетельств о государственной регистрации прав на объект авторского права, зарегистрированных за последний календарный год на одного штатного преподавателя и штатного научного сотрудника: Свид / (ППСшт. + НС шт.) |
5 |
3.4 |
Количество патентов за последний календарный год на одного штатного преподавателя и штатного научного сотрудника: Патент / (ППСшт. + НС шт.) |
40 |
Индикатор 4. Международное сотрудничество по направлению программ – 140 баллов (17,5%).
№ |
Критерий |
Баллы |
4.1 |
Количество международных обменов, командировок на одного преподавателя за последний учебный год: Nппс/ППС шт. × 100% |
40 |
4.2 |
Количество международных обменов на одного студента по направлению программ бакалавриата/магистратуры за последний учебный год: Nстуд./ Спрогр.× 100% |
40 |
4.3 |
Доля иностранных ППС, приглашенных к чтению лекций, проведению занятий (не менее двух кредитов), включая сотрудников вуза, за последний учебный год: ППС иностр/ППСшт × 100%. |
40 |
4.4 |
Членство вуза в международных ассоциациях университетов и вузов по направлению образовательной программы |
10 |
4.5 |
Количество соглашений с зарубежными вузами по совместным образовательным программам двудипломного образования с выдачей дипломов или сертификатов |
10 |
Индикатор 5. Результаты трудоустройства выпускников – 200 баллов (25%).
№ |
Критерий |
Баллы |
5.1 |
Доля трудоустроенных выпускников вуза по данному направлению программ |
160 |
5.2 |
Соотношение среднего числа выпускников по данному направлению программ вуза за три учебных года к среднему числу выпускников по данному направлению программ по стране по формуле: Вср.прогр.дн /Вср. i.прогр.дн. × 100%, где Вср.i.прогр.дн. – общий контингент выпускников по данному направлению по стране. Максимум баллов получает вуз с наибольшей долей выпускников. |
40 |
Критерии для оценки веб-сайтов вузов
№ |
Критерий |
Баллы |
1 |
Размеры веб-сайта (определяются количеством веб-страниц) |
5 |
2 |
Информационное наполнение (определяется количеством документов, выставленных на сайте) |
10 |
3 |
Обновляемость сайта |
5 |
4 |
Дизайн и удобство в навигации сайта |
12 |
5 |
Представление сайта на государственном, русском, английском и других языках |
3 |
6 |
Количество посещений |
5 |
7 |
Количество ссылок на сайт |
5 |
8 |
Скорость сайта |
5 |